Главное меню
Получение разрешительной документации на новое строительство и реконструкцию
Навигация: Главная Организация градостроительных работ в субъектах РФ
Организация градостроительства в субъектах РФ

Законодательное регулирование градостроительной деятельности в регионах
Законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции.
Вместе с этим следует отметить, что первые признаки положительных изменений в градостроительстве и приобретении земельных участков под строительство, появились в некоторых городах и отдельных регионах в связи с введением в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. Среди них можно отметить следующие:

  1. началась разработка, согласование, утверждение и реализация схем территориального планирования субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
  2. подготавливаются правила землепользования и застройки с учетом положений о территориальном планировании, требований технических регламентов, результатов публичных слушаний;
  3. информация юридического характера стала открытой и доступной для всех заинтересованных лиц, включая инесторов;
  4. существенно повысился уровень исполнения градостроительной дисциплины;
  5. четко определен порядок приобретения инвесторами земельных участков для строительства. Они имеют право приобретать права долгосрочного владения земельными участками на конкурсной основе до начала строительства, а не после;
  6. администрации стали более активно готовить пакеты документов для приобретения инвесторами прав на земельные участки.

Повысилась доля поступлений в городские бюджеты от продажи права аренды земельных участков отечественным и иностранным инвесторам.
Изменение системы отношений собственности, появление частных субъектов права собственности на землю и недвижимость, становление и развитие рынка недвижимости требуют выработки новых механизмов, в том числе через механизмы гра-дорегулирования, которые могли бы обеспечить баланс общественных и частных интересов в сфере недвижимости. Причем следует отметить, что такое законодательство должно формироваться как на федеральном, так и на региональном уровнях. На федеральном уровне должны быть определены основополагающие нормы и стандарты градорегулирования, а на местном - местные нормативные акты и правила.
К смежным градостроительным отношениям прежде всего относятся земельные отношения, регулируемые Земельным кодексом Российской Федерации, а также другими нормативными актами Правительства Российской Федерации.
Несмотря на то, что Градостроительный кодекс Российской Федерации принят в 2004 г., до сих пор эффективной градостроительной системы пока нет. Данным Кодексом заложены основы градостроения, но федеральное законодательство требует соответствующей доработки. В настоящее время субъекты Российской Федерации, муниципалитеты, исходя из своих исторических, экономических, экологических, природных и др. условий должны принять собственные законодательные акты в секторе градостроительства. В регионах необходимо создавать нормальную нормативную базу.
На базе федерального Градостроительного кодекса должен быть разработан градостроительный кодекс субъекта Российской Федерации, в котором будут четко определены нормы и правила с учетом региональных особенностей. Данная нормативная база должна быть создана к 01.01.2008, но этого не произошло.

Субъекты должны иметь схему территориального планирования, принять правила землепользования и застройки, генеральные планы городов.
Большую работу в решении проблем градостроительной и архитектурной деятельности, реализации инвестиционно-строительных проектов проводят органы местного самоуправления.
Органы местного самоуправления в порядке, установленном действующим законодательством могут быть наделены полномочиями по регулированию архитектурной деятельности, установленными федеральным законом «Об архитектурной деятельности». Контроль за реализацией осуществляет уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по координации деятельности в области архитектуры и градостроительства и соответствующие органы субъектов Российской Федерации.
В рамках этих полномочий соответствующие органы местного самоуправления утверждают (приложение 2):

  1. генеральные планы поселения;
  2. правила землепользования и застройки;
  3. подготовленную на основе генеральных планов поселения документацию по планировке территории;
  4. местные нормативы градостроительного проектирования поселений;
  5. резервирование и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд.

Кроме того, эти органы:

  1. выдают разрешения на строительство и разрешения на ввод объектов в эксплуатацию;
  2. осуществляют земельный контроль за использованием земель поселения.

В целях упорядочения застройки органы местного самоуправления подготавливают следующую информацию о градостроительных требованиях к использованию земельных участков, выделяемых под строительство:

  • местоположение земельных участков;
  • проекты границ земельных участков в соответствии с проектами планировки, проектами застройки и проектами межевания территорий;
  • разрешенное использование земельных участков;
  • обеспечение земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктурами.

В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации предоставление земельных участков осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, имеющих на это право.
Предоставление земельных участков для строительства, как это было показано выше, обязательно должно осуществляться с проведением работ по их формированию:

  1. без предварительного согласования мест размещения объектов;
  2. с предварительным согласованием мест размещения объектов.

При проведении конкурсов по продаже гражданам и юридическим лицам земельных участков для застройки органами местного самоуправления к их участникам могут устанавливаться дополнительные требования в соответствии с местными условиями.
Основная задача градостроительного планирования - отразить ситуацию, сложившуюся в настоящий момент в регионе, городе, муниципальном образовании, и разработать стратегию развития на следующие 20-25 лет.

1 Опыт отдельных регионов по разработке градостроительной документации
 
Последние материалы
Популярные статьи
2010 -2013 tech-stroyka.ru