Выделение земельных участков под инвестиционно-строительные проекты осуществляется в соответствии Генеральным планом - градостроительным документом, определяющим в интересах населения и государства условия формирования среды жизнедеятельности, направления и границы развития территорий городских и сельских поселений, зонирование территорий, развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, градостроительные требования к сохранению объектов историко-культурного наследия и особо охраняемых природных территорий, экологическому и санитарному благополучию. Одними из основных принципов земельного законодательства стали:
- единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, т.е. все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков;
- платность использования земли, в соответствии с этим принципом любое использование земли осуществляется за плату;
- деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Согласно Земельному кодексу Российской Федерации земельным участком (делимым и неделимым), как объектом земельных отношений, является часть поверхности земли, границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке. При этом следует отметить, что граждане и юридические лица теперь имеют равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Ограниченность количества земельных участков для строительства представляет одну из основных проблем формирования инвестиционной программы в регионах. Как правило, в городах и других поселениях практически нет свободных земельных участков. В каждом конкретном случае при подготовке проекта строительства органам власти и застройщикам приходится решать массу вопросов с правами на земельные участки и объекты недвижимости. У каждого земельного участка есть собственник, либо участок сдается в долгосрочную аренду. Зачастую на месте будущего строительства оказываются малорентабельные или экологически вредные предприятия, которые необходимо выводить, а для этого соответственно необходимо подыскивать другие земельные участки. Естественно, что освобождение площадок связано с определенными затратами, что в свою очередь увеличивает себестоимость строительства в среднем на 15%. Подобная ситуация с подбором площадок ограничивает возможность реализации проектов точечной застройки - создания жилых домов в сложившихся районах городов и поселений. Подбор, а затем и отвод земельного участка для осуществления строительства любого объекта представляет одну из основных проблем эффективного формирования инвестиционной программы федерального, регионального и муниципального уровней. Основную роль при отводе земельных участков под инвестиционно-строительные проекты в настоящее время должны играть Генеральные планы.
В условиях рыночной экономики не только финансовые средства государства определяют объемы и характер строительства в городах, как это было при плановом ведении хозяйства страны, а преимущественно и в первую очередь - средства частных инвесторов, что соответственно отражается и на формировании системы градорегулирования. Ранее система градорегулирования ориентировалась на разработку проектов под конкретное финансирование объектов, определяемых государством. В новых условиях сфера прямых действий государства регламентируется общими градостроительными законами, созданы правовые и экономические условия для того, чтобы в реализации планов развития городов было выгодно участвовать не только государственным, но и частным инвесторам любой формы собственности, В соответствии с Градостроительным кодексом градостроительные требования к земельным участкам, их функциональному использованию должны определяться градостроительной документацией, установленными градостроительными регламентами, видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
|