Козловые краны преимущественно применяют на погрузочно-разгрузочных работах при обслуживания складов и заводов-полигонов строительной индустрии и на площадках укрупнительной сборки конструкций. Они нашли применение в промышленном, энергетическом и транспортном строительстве при возведении зданий и сооружений, монтаже технологического оборудования.
Конструктивно кран представляет пролетное строение в виде ригеля, установленного на опорах-козлах, перемещающихся по наземному крановому пути. По ригелю передвигается электроталь или грузовая тележка. Пролет козлового крана равен расстоянию между осями рельсов.
Максимальные характеристики козловых кранов: грузоподъемность до 80 т при одном крюке и 2x50, т. е. 100 т при двух крюках, высота подъема — 42 м, пролет —до 50 м.
К достоинствам козловых кранов относят простоту конструкции, высокую устойчивость, независимость грузоподъемности и высоты подъема от места нахождения груза в рабочей зоне крана, хороший обзор из кабины машиниста.
Специальные краны. При строительстве промышленных зданий и сооружений строители сталкиваются с многообразием весовых характеристик поднимаемых элементов конструкций и технологического оборудования.
Для подъема единичных элементов, которые превышают грузоподъемность наличных кранов, используют сложные и трудоемкие методы временного увеличения грузоподъемности кранов или применяют специальные грузоподъемные механизмы: монтажные мачты, порталы, шевры, гидроподъемники, установщики укрупненных блоков и др.
Мачты, шевры и порталы применяют в последнее время все реже. Иногда их используют для подъема конструкций большой массы, а также в особых условиях монтажа.
|