Главное меню
Получение разрешительной документации на новое строительство и реконструкцию
Навигация: Главная Работы подземного цикла Изготовление, транспортировка и подача бетонной смеси в опалубку
Изготовление, транспортировка и подача бетонной смеси в опалубку

Бетонные смеси и требования к ним

Бетонная смесь состоит из вяжущего (цемент), мелкого (песок) и крупного (щебень) заполнителей, воды и добавок, улучшающих свойства бетона.

Прочность бетона Rб зависит главным образом от трех факторов: количества цемента Ц, его активности Rц и водоцементного отношения В/Ц. При увеличении Ц и Rц конечная прочность бетона возрастает, при увеличении В/Ц – снижается. Также, на прочность бетона оказывают влияние свойства заполнителей, способы перемешивания, доставки, укладки бетонной смеси и другие факторы. Прочность бетона характеризуется его классом В.

Состав бетонной смеси может быть выражен двумя способами: в виде соотношения

- по массе между количествами цемента Ц, песка П и щебня Щ. Например, 1:2:4 (Ц:П:Щ) при В/Ц = 0,6.

- в виде расхода материалов на 1 м3 уложенной бетонной смеси. Например: Ц = 300 кг, П = 600 кг, Щ = 1200 кг, В = 180 кг.

Чтобы приготовить бетонную смесь заданного качества, необходимо соблюдать точное отмеривание составляющих (дозирование), правильную технологию перемешивания (дозирование), правильную технологию перемешивания и выдачи смеси.

Основным компонентом бетонной смеси является вяжущее, соединяющее все составляющие в единый монолит. Кроме цемента в качестве вяжущего могут использованы: синтетические смолы, жидкое стекло и другие материалы, обладающие клеящими свойствами.

Цемент поступает на стройку мешками или россыпью. Первый затаривается в закрытых складах, для хранения второго строят специальные цементные силосы, которые следует оборудовать механическим беспыльным устройством погрузки-разгрузки.

Крупный и мелкий инертные заполнители перед применением следует рассортировать по фракциям. Распространенные фракции: щебня – 5-10; 10-20; 20-40; 40-70 мм; песка и гравия – 0,15-0,63; 0,63-1,25; 1,25-2,5; 2,5-5 мм. Для бетонных смесей рекомендуется применять горный мытый крупный песок.

В качестве крупного заполнителя для обычного бетона применяют щебень, для легких бетонов – шлаки, туф, вспученный перлит и другие пористые заполнители.

Крупный заполнитель для бетонной смеси должен состоять не менее, чем из двух фракции. Чем большее число фракций содержит заполнитель, тем меньше в бетоне оказывается пустот.

Специальные добавки, улучающие свойства бетона, подразделяются на две группы. К первой группе относятся смеси: пластифицирующие, увеличивающие подвижность; стабилизирующие, предупреждающие расслоение; регулирующие схватывание; воздухововлекающие и пенообразующие; гидрофобизирующие и антикоррозийные; противоморозные и другие, добавляемые в количестве 0,1-0,2 % от массы цемента.

Ко второй группе относятся добавки, вводимые в количестве 5-20 % для экономии цемента: золы, шлаки и специальные добавки, повышающие плотность, жаростойкость.

Приготовление и транспорт бетонных смесей

Приготовление бетонных смесей осуществляется на бетонных заводах и бетонно-растворных узлах (БРУ), инвентарно-построечных и мобильных передвижных установках.

Бетонную смесь приготовляют по законченной или расчлененной технологии. При законченной технологии в качестве продукции получают готовую бетонную смесь, при расчлененной – неперемешанную сухую смесь.

По расположению оборудования различают одноступенчатую (вертикальную) и двухступенчатую (партерную) схемы подъема материалов. На заводах подача составляющих обычно осуществляется по одноступенчатой схеме, в которой вяжущее и заполнитель поднимают наверх и распределяют по бункерам в соответствии с видом вяжущего и фракциями заполнителя. Проходя через дозаторы, отмеренные порции компонентов попадают в смесители, перемешиваются и подаются в виде готовой смеси в раздаточные бункеры. Цемент поднимается наверх цемент-пушками, винтовыми конвейерами или элеваторами, инертные заполнители – ленточными транспортерами.

I – отделение выдачи смеси; II – дозаторно-смесительное отделение; III – бункерное отделение; IV – надбункерное отделение

 

Рисунок 1 – Приготовление бетона с вертикальной системой подачи составляющих

При двухступенчатом расположении оборудования исходные сыпучие материалы поднимаются дважды: первоначально в расходные бункера и вторично из них после дозирования в смесители конвейерами или скиповыми подъемниками. Используя на установках малой производительности, удобна при потребности строительства в сухих смесях, когда отдозированная на первичной технологической нитке сухая смесь загружается в передвижные автобетоносмесители и перемешивается в пути следования с добавлением воды.

При приготовлении бетонной смеси непосредственно на строительной площадке популярностью пользуются инвентарные БРУ, включающие в себя: емкость для цемента, бункер, бетоносмеситель, дозаторы, автоматизированную систему загрузки и приготовления бетонной смеси. При небольшой потребности в бетоне вместо инвентарных БРУ могут применяться передвижные бетоносмесители гравитационного действия производительностью до 20 м3/ч как с электрическим, так и с дизельным топливом.

Рисунок 2 – Бетоносмеситель гравитационный

 

В общем виде транспортный процесс включает приемку бетонной смеси из раздаточного бункера бетоносмесительной установки, перемещение ее различными транспортными средствами на объект бетонирования, последующую подачу смеси к месту укладки или же ее перегрузку на другие транспортные средства или приспособления, с помощью которых смесь доставляют в блок бетонирования. Блоком бетонирования называют подготовленную к укладке бетонной смеси конструкцию или ее часть с установленной опалубкой и смонтированной арматурой.

Транспортирование и укладку бетонной смеси необходимо осуществлять специализированными средствами, обеспечивающими сохранение заданных свойств бетонной смеси. Запрещается добавлять воду на месте укладки смеси для увеличения ее подвижности.

Транспортирование бетонной смеси от места приготовления до места разгрузки или непосредственно в блок бетонирования осуществляют преимущественно автомобильным транспортом, а транспортирование от места разгрузки в блок бетонирования – в бадьях кранами, подъемниками, транспортерами, бетоноукладчиками, вибропитателями, мототележками, бетононасосами и пневмонагнетателями.

Способ транспортирования бетонной смеси к месту ее укладки выбирают в зависимости от характера сооружения, общего объема укладываемой бетонной смеси, суточной потребности, дальности перевозки и высоты подъема. При любом способе транспортирования бетонную смесь нужно предохранять от влияния солнечных лучей, атмосферных осадков, расслоения на составные части и утечки цементного молока или раствора, обеспечения требуемой для укладки подвижности. Дополнительно в зимних условиях бетонную смесь предохраняют от быстрого охлаждения и замерзания.

Доставка бетонной смеси автотранспортом осуществляется по следующей схеме: прием из бетоносмесительной установки, транспортирование к объекту бетонирования, подача к месту укладки.

Для транспортирования бетонной смеси на строительные объекты применяются автотранспортные средства четырех видов: автосамосвалы, автобетоносмесители, автобетоновозы и автобадьевозы.

Использование автомобилей-самосвалов требует дополнительного перемешивания после разгрузки и очистку кузова, ограниченность расстояния перевозки до 25 км (ЗИЛ-585, МАЗ-205, МАЗ-525 – автомобили-самосвалы). По хорошим дорогам на расстояния до 15 км бетонную смесь можно транс­портировать в открытых автомобилях-самосвалах или в бадьях, установленных в кузовах машин. Из автосамосвалов бетонная смесь может выгружаться в бунке­ра или при бетонировании массивов ниже уровня земли подача бетонной смеси прямо с самосвалов без перегрузки в конструкцию может осуществляться с эста­кад или передвижных мостов. Рекомендуемая скорость движения транспорта в пути 16...20 км/ч без резких торможений. Однако кузова автосамосвалов мало приспособлены для перевозки подвижной бетонной смеси. В результате в про­цессе транспортирования на объект 2...3% смеси теряется в пути — выплескива­ется при движении по плохим дорогам и при спуске в котлованы, вытекает в щели заднего борта. При опорожнении кузова его частично приходится очищать вруч­ную, в процессе перевозки бетонная смесь в самосвалах часто расслаивается, ле­том она теряет воду, а зимой быстро охлаждается. Модернизация кузовов автосамосвалов путем изменения их формы, наращивания бортов, установки герме­тизирующих прокладок вдоль заднего борта хотя и значительно снижает потери бетона, но не решают проблемы в целом.

Автобетоносмесители предназначены для доставки дозированных компонентов бетонной смеси, приготовления ее в пути следования или по прибытии на строительный объект, а также доставки готовой бетонной смеси и выдачи ее потребителю. Рассчитаны на работу в условиях умеренного климата. Могут загружаться от специальных установок для выдачи сухих смесей, передвижных и стационарных бетонных заводов, приспособленных для выдачи сухих смесей.

В смесительный ба­рабан на бетонном заводе загружают сухую бетонную смесь, которая за 5...8 мин до прибытия к месту укладки бетонной смеси перемешивается с вводимой в ба­рабан водой или воду подают непосредственно на объекте. Готовую смесь вы­гружают путем вращения смесительного барабана в обратную сторону. Наличие откидного выгрузочного лотка позволяет производить порционную разгрузку, а также непосредственно подавать смесь сразу в бетонируемую конструкцию. Ис­пользование автобетоносмесителей позволяет существенно увеличить допусти­мые расстояния перевозки бетонных смесей без снижения их качества.

Стоимость перевозки бетонной смеси в автобетоновозах и автобетоносмеси­телях ниже, чем при других способах, поэтому они находят преимущественное применение в современном строительстве.

Доставленную на объект бетонная смесь разгружают непосредственно в кон­струкцию или перегружают в приемные бункеры (промежуточные емкости), для последующего перемещения в блоки бетонирования.

Бетонную смесь можно перевозить на неограниченные расстояния до 80 км.

Основным специальным производителем бетонотранспортной техники в России является ОАО «Туймазинский завод автобетоновозов» (ОАО «ТЗА»).

Модели 58140 В, 581440 на шасси КАМАЗ-5511 и 365101 (6х4) – на КАМАЗ-53229 (6х6) являются одними из последних разработок завода и предназначены для перемещения по любым дорогам.

1 – бак для воды; 2 – барабан, 3 – лопасти, 4, 5 – разгрузочные устройства; 6,7 – приводы смесительного барабана

 

Рисунок 3 – Автобетоносмеситель

 

Вместительность смесительного барабана в автобетоносмесителях от 4 до 9 м3 (фирмы ОАО «ТЗА», «КОМЗ» - г. Каменск-Шахтинский, Ростовская область; ЗАО «ПМЗ», г. Пушкин, Санкт-Петербург; «МоАЗ» им. С.М. Кирова, г. Могилев, Беларусь).

Все рассмотренные АБС могут перемещаться по дорогам с транспортной скоростью до 60 км/ч и работать при температуре окружающего воздуха от – 20° до + 40° С.

За рубежом автобетоносмесители изготовляются многими известными фирмами Германии, Франции, Италии, Америки и Японии.

В автобетоновозах кузов выполнен в виде мульды (гондолы) с крутонаклоненной задней стенкой.

В авторастворавозах вместо кузова установлена цистерна с механическим побудителем.

При загрузке сухих компонентов за 10-15 мин до прибытия транспорта на место в барабан подается вода и включается механизм перемешивания. На месте смесь в результате вращения барабана в обратную сторону с помощью разгрузочных устройств.

Доставка смеси трубопроводным транспортом. Трубопроводный транспорт является современным универсальным средством, способным перекачивать бетонную смесь в вертикальном и горизонтальном направлениях от места ее разгрузки на объекте к месту укладки.

Техническими составляющими трубопроводного транспорта являются машины для перекачивания бетонной смеси (бетононасосы, пневмонагнетатели), транспортные коммуникации (бетоноводы) и оборудование для распределения смеси.

Бетононасосы, применяемые в строительстве, подразделяются на стационарные и передвижные, гидравлические и механические. Наибольшее распространение получили поршневые бетононасосы с маслогидравлическим приводом.

Принцип действия бетононасосов заключается в том, что при закрытом нагнетательном клапане и открытом всасывающем поршень насоса засасывает бетонную смесь из приемного бункера, а при закрытом всасывающем и открытом нагнетательном клапанах выталкивает бетонную смесь в бетоновод. Производительность бетононасосов от 2 до 60 м3/ч, дальность подачи по вертикали до 80 м, по горизонтали до 360 м (СБ-85, СБ-95 – горизонтальные, одностороннего действия; СБ-161).

Бетоновод служит для перемещения бетонной смеси от бетононасоса к месту укладки. Он состоит из стальных трубчатых звеньев и отводных колен с углом поворота 90°, 45°, 22°30¢, 11°15¢, соединяемых между собой с помощью быстроразъемных замков; внутренний d бетоноводов составляет 80-203 мм в зависимости от производительности бетононасосов. Перед началом транспортирования бетонной смеси трубопровод смазывают, прокачивая через него известковое тесто или цементный раствор. После окон­чания бетонирования бетоновод промывают водой под давлением и через него пропускают эластичный пыж. Длительные остановки бетононасоса не допуска­ются. При перерыве более чем на 30 мин смесь во избежание образования про­бок активизируют путем периодического включения бетононасоса, при переры­вах, превышающих 30...40 мин бетоновод должен быть опорожнен, очищен и промыт.

Для распределения бетонной смеси применяют гибкие рукава, поворотные колена и распределительные стрелы.

Гибкие рукава используют при распределении бетонной смеси до 8 м, поворотные колена – для обеспечения перемещения свободного конца бетоновода по окружности.

Распределительная стрела состоит из концевой, средней и корневой секции сварного коробчатого сечения шарнирно соединенных друг с другом; корневая секция соединена со стойками бетоновода с концевым рукавом и поворотного устройства.

Автобетононасосы представляют собой сочетание бетононасоса с бетоноводом и распределительной стрелой. Предназначены для подачи бетонной смеси к месту укладки по вертикали и горизонтали на расстояние 60 м и более. Наиболее эффективно использование автобетононасосов при необходимости частого перебазирования, бетонирования перекрытий, тонкостенных конструкций, отдельно стоящих фундаментов.

 
Последние материалы
Популярные статьи
2010 -2013 tech-stroyka.ru